В 1851 г. У. Коллинз успешно окончил университет Линкольн-ИНН, и в его жизни произошла одна из самых важных встреч: он был представлен Чарлзу Диккенсу. Их знакомство позднее переросло в крепкую дружбу. Именно под влиянием Диккенса Коллинз смог стать одним из самых своеобразных и талантливых писателей Англии. Их дружеский и творческий тандем начался с совместной поездки в Париж, а затем в Швейцарию и Италию. В 1855— 1856 гг. друзья жили в Париже, а через год, совершив короткое путешествие по северу Англии, совместно написали «Ленивое путешествие двух досужих подмастерьев».
Уилки Коллинз не раз участвовал в театральных затеях Диккенса, ставя у него дома небольшие пьесы для детей, которые его просто обожали, настолько он был обаятельным человеком. Да и сам Диккенс с удовольствием участвовал в постановке драмы «Замерзшая пучина», написанной Коллинзом (1874 г.). До наших дней сохранилась программа к первому спектаклю, в которой можно найти фамилии сразу двух Диккенсов — отца и сына. Кстати, во время игры в этой пьесе Чарлз придумал сюжет «Повести о двух городах».
Поэтому можно утверждать, что напряженная драматическая коллизия, характерная для творчества Уилки Коллинза, нашла свое отражение и в творчестве Диккенса. Писатели очень часто выступали как соавторы, начиная с пьесы «Маяк», пролог к которой написал Диккенс, о чем свидетельствует его письмо от 14 октября 1862 г.
С 1860 г. романы из-под пера Уилки Коллинза выходят один за другим. Многие из них впервые были напечатаны в журналах, издаваемых Диккенсом.
Дружба двух великих писателей была основана не только на творчестве, это было настоящее родство душ. Уилки слыл гостеприимным хозяином и бонвиваном. Он обожал французскую кухню, был тонким ценителем марочных вин и завсегдатаем театров. В компании широко мыслящего Коллинза Чарльз, которого раздражали буржуазные условности, ханжество, чувствовал себя уверенно.
Роман «Женщина в белом», написанный в 1860 г., по праву считается самым популярным романом XIX в. Успех этого произведения сделал Коллинза в одночасье знаменитым писателем. Свежие выпуски журнала «Круглый год», в котором с ноября 1859 г. по август 1860 г. печатался роман, раскупались, как горячие пирожки. У дверей редакции собирались толпы поклонников, чтобы получить его продолжение прямо с печатного станка. В гостиницах, на улицах, везде обсуждались события, описанные в романе. Читатели пытались отгадать: что будет дальше? Под маркой «Женщина в белом» выходило множество товаров: плащи, дамские шляпки, духи и туалетные принадлежности; в лавках модных магазинов можно было купить ноты вальса и кадрили под названием «Женщина в белом».
Уилки Коллинз смог создать не просто увлекательный роман, но и потрясающий бестселлер, удачно объединив захватывающую любовную историю с несколькими взаимосвязанными детективными сюжетами.
Главная героиня романа выходит замуж за увязшего в долгах брюнета, исполняя волю покойного отца. Брачный контракт, умело составленный ее мужем, ставит жизнь молодой женщины под угрозу.
История, описанная Уилки Коллинзом в «Женщине в белом», основана на реальных событиях, произошедших с самим автором, а также с событиями XVIII в. Основной замысел романа Коллинз почерпнул из книги, которую купил у одного из парижских букинистов. Это был «Справочник знаменитых судебных дел» Мориса Межана. Именно там рассказывалось о деле маркизы де Духо. В 1787 г. ее брат обманом захватил состояние маркизы, а сестру под вымышленным именем поместил в приют для умалишенных. По счастливому стечению обстоятельств мадам де Духо удалось бежать, но восстановить свои законные права она так и не смогла. В справочнике Межана упоминалось также, что при поступлении в сумасшедший дом и во время бегства оттуда маркиза была одета в белое платье. Да и в жизни самого Уилки произошла встреча с женщиной в белом.
В 1899 г. были изданы автобиографические записки знаменитого художника Джона Эверегга Миллеса, в которых тот вспоминал, как летним вечером 1850 г. он совершал прогулку с Коллинзом и его братом Чарлзом по тускло освещенным улицам северного Лондона. Внезапно их остановил пронзительный женский крик, раздавшийся из сада ближайшей виллы. Стало понятно, что женщина оказалась в беде, и друзья остановились, чтобы решить, как поступить.
Вдруг железные ворота распахнулись, и оттуда выбежала молодая очень красивая женщина в белом платье. Когда незнакомка поравнялась с молодыми людьми, она на мгновение застыла. Ее лицо выражало мольбу, ужас и отчаяние. Затем вновь она бросилась бежать. «Я должен узнать, кто она и что случилось», — сказал Коллинз своим спутникам и бросился за ней. Оставшиеся напрасно ожидали его возвращения.
В 1868 г. в журнале «Круглый год» публиковали главы из нового романа Уилки Коллинза «Лунный камень». Тираж журнала подскочил так же, как и во времена публикации «Женщины в белом». Двери редакции вновь осаждали толпы поклонников, желающих первыми приобрести свежий выпуск.
Уилки Коллинз снова подарил читателям захватывающий роман с интересными персонажами, основа которого — решение загадки.
Знаменитая американская писательница Дороти Л. Се- йерс очень высоко оценила этот роман: «Это, наверное, самый блистательный роман из всех существующих. По сравнению с его широким охватом и потрясающей слаженностью эпизодов, изумительным разнообразием и убедительностью характеров, современная детективная проза кажется чахлой и искусственной. Ничто человеческое несовершенно, однако "Лунный камень" столь близок к совершенству как никакое другое произведение этого жанра».
Конечно же, и до Уилки Коллинза в литературе встречались криминальные эпизоды, окутанные тайной. Но они имели лишь второстепенное значение. Оригинальность и новизна «Лунного камня» состояли в том, что вся интрига заключалась в одном-единственном вопросе — кто украл алмаз, подаренный вдень восемнадцатилетия Рэйчел Ве- риндер? Когда-то этот алмаз украшал лоб индийского бога. Огромный камень желтого цвета приносил несчастье каждому своему владельцу. Некоторые эпизоды, описанные в романе «Лунный камень», были также взяты из справочника Мориса Межана.
Так, для эпизода с «бельевой книгой» знаменитый писатель использовал дело девицы Контенс Кент, о котором писали все французские газеты в 1861 г. Контенс Кент убила своего младшего брата, а доказать ее вину смог инспектор Уигер из лондонского сыскного департамента. Инспектор обратил внимание на то, что в домашней записи о белье числилась ночная женская рубашка, которую так и не нашли. Скорее всего она была уничтожена, потому что на ней остались пятна крови.
Инспектор Уигер стал прообразом сержанта Каффа из «Лунного камня». Второй раз в истории литературы после Эдгара По в детективный роман был введен образ всезнающего сыщика (Каффа) и недалекого инспектора Сигрейва. Сержант еще не стал главным персонажем романа в отличие от своих потомков-сыщиков: Шерлока Холмса, Эркюля Пуаро, Ниро Вульфа. Иногда сержант Кафф ошибается, но он уже становится личностью, от которой зависит увлекательность произведения.
Неслучайно два детективных романа — «Лунный камень» и «Женщина в белом» — по непонятному стечению обстоятельств связаны между собой пагубной привычкой их героев к курению. Оказывается, в основу сюжета «Лунного камня» легло желание главного героя расстаться навсегда с привычкой курить сигары. Автор рассказывает о том, что из этого вышло.
Именно папиросы становятся талисманом для злодеев из романа «Женщина в белом». Муж главной героини и его подельшики на протяжении всего романа не выпускают изо рта папиросы, которые в то время были диковинкой.
Остается загадкой такое отношение писателя к сигарам и папиросам, тем более что сам Уилки Коллинз не курил и выступал против курения.
Великий писатель опубликовал множество других произведений. В 1870-х гг. вышли в свет романы «Муж и жена», «Бедная мисс Финг», «Новая Магдалина» и ряд других. Однако повторить успех «Лунного камня» и «Женщины в белом» ему больше не удалось. Форма его новых произведений год от года становилась все схематичней и безжизненней. Смерть ближайшего друга, Чарлза Диккенса, очень тяжело отразилась на жизни Уилки. Он постепенно начал отходить от дел, жить обособленно и полностью замкнулся в одиночестве: не выходил в свет, все больше и больше отдаляясь от общества.
Он вошел в историю как родоначальник современной детективной литературы. Острый сюжет, который перебивали разноречивые свидетельства участников драмы, элементы экзотики и психологические аномалии, колоритные образы — характерные черты романов выдающегося английского писателя.
Источник: http://100v.com.ua/ru/Kollinz-Uilki-person