Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"
×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID 482.

8 января 1824 года родился Уилки Коллинз

05 января 2021 K2_ITEM_AUTHOR 

8 января 1824 года родился Уильям Уилки Коллинз (англ. William Wilkie Collins, 1824 - 1889),  английский писатель, драматург, основоположник детективного жанра в английской литературе. К идеям и сюжетным ходам из его книг в разные годы обращались такие мастера, как  Артур Конан Дойл, Гилберт Кийт Честертон, Агата Кристи и многие другие. Самыми известными романами писателя стали «Лунный камень» и «Женщина в белом». Эти произведения оказали огромное влияние на становление и развитие жанра в XIX веке.

 

В 1851 г. У. Коллинз успешно окончил универси­тет Линкольн-ИНН, и в его жизни произошла одна из са­мых важных встреч: он был представлен Чарлзу Диккенсу. Их знакомство позднее переросло в крепкую дружбу. Имен­но под влиянием Диккенса Коллинз смог стать одним из самых своеобразных и талантливых писателей Англии. Их дружеский и творческий тандем начался с совместной по­ездки в Париж, а затем в Швейцарию и Италию. В 1855— 1856 гг. друзья жили в Париже, а через год, совершив ко­роткое путешествие по северу Англии, совместно написали «Ленивое путешествие двух досужих подмастерьев».

Уилки Коллинз не раз участвовал в театральных затеях Диккенса, ставя у него дома небольшие пьесы для детей, которые его просто обожали, настолько он был обаятель­ным человеком. Да и сам Диккенс с удовольствием уча­ствовал в постановке драмы «Замерзшая пучина», напи­санной Коллинзом (1874 г.). До наших дней сохранилась программа к первому спектаклю, в которой можно найти фамилии сразу двух Диккенсов — отца и сына. Кстати, во время игры в этой пьесе Чарлз придумал сюжет «Повести о двух городах».

Поэтому можно утверждать, что напряженная драма­тическая коллизия, характерная для творчества Уилки Коллинза, нашла свое отражение и в творчестве Диккен­са. Писатели очень часто выступали как соавторы, начи­ная с пьесы «Маяк», пролог к которой написал Диккенс, о чем свидетельствует его письмо от 14 октября 1862 г.

С 1860 г. романы из-под пера Уилки Коллинза выхо­дят один за другим. Многие из них впервые были напеча­таны в журналах, издаваемых Диккенсом.

Дружба двух великих писателей была основана не толь­ко на творчестве, это было настоящее родство душ. Уил­ки слыл гостеприимным хозяином и бонвиваном. Он обо­жал французскую кухню, был тонким ценителем марочных вин и завсегдатаем театров. В компании широко мысля­щего Коллинза Чарльз, которого раздражали буржуазные условности, ханжество, чувствовал себя уверенно. 

Роман «Женщина в белом», написанный в 1860 г., по праву считается самым популярным романом XIX в. Ус­пех этого произведения сделал Коллинза в одночасье зна­менитым писателем. Свежие выпуски журнала «Круглый год», в котором с ноября 1859 г. по август 1860 г. печатал­ся роман, раскупались, как горячие пирожки. У дверей редакции собирались толпы поклонников, чтобы полу­чить его продолжение прямо с печатного станка. В гости­ницах, на улицах, везде обсуждались события, описанные в романе. Читатели пытались отгадать: что будет дальше? Под маркой «Женщина в белом» выходило множество товаров: плащи, дамские шляпки, духи и туалетные при­надлежности; в лавках модных магазинов можно было купить ноты вальса и кадрили под названием «Женщина в белом».

Уилки Коллинз смог создать не просто увлекательный роман, но и потрясающий бестселлер, удачно объединив захватывающую любовную историю с несколькими взаи­мосвязанными детективными сюжетами.

Главная героиня романа выходит замуж за увязшего в долгах брюнета, исполняя волю покойного отца. Брач­ный контракт, умело составленный ее мужем, ставит жизнь молодой женщины под угрозу.

История, описанная Уилки Коллинзом в «Женщине в белом», основана на реальных событиях, произошедших с самим автором, а также с событиями XVIII в. Основной замысел романа Коллинз почерпнул из книги, которую купил у одного из парижских букинистов. Это был «Спра­вочник знаменитых судебных дел» Мориса Межана. Имен­но там рассказывалось о деле маркизы де Духо. В 1787 г. ее брат обманом захватил состояние маркизы, а сестру под вымышленным именем поместил в приют для умали­шенных. По счастливому стечению обстоятельств мадам де Духо удалось бежать, но восстановить свои законные права она так и не смогла. В справочнике Межана упоми­налось также, что при поступлении в сумасшедший дом и во время бегства оттуда маркиза была одета в белое пла­тье. Да и в жизни самого Уилки произошла встреча с жен­щиной в белом.

В 1899 г. были изданы автобиографические записки знаменитого художника Джона Эверегга Миллеса, в ко­торых тот вспоминал, как летним вечером 1850 г. он со­вершал прогулку с Коллинзом и его братом Чарлзом по тускло освещенным улицам северного Лондона. Внезап­но их остановил пронзительный женский крик, раздав­шийся из сада ближайшей виллы. Стало понятно, что женщина оказалась в беде, и друзья остановились, чтобы решить, как поступить.

Вдруг железные ворота распахнулись, и оттуда выбе­жала молодая очень красивая женщина в белом платье. Когда незнакомка поравнялась с молодыми людьми, она на мгновение застыла. Ее лицо выражало мольбу, ужас и отчаяние. Затем вновь она бросилась бежать. «Я должен узнать, кто она и что случилось», — сказал Коллинз сво­им спутникам и бросился за ней. Оставшиеся напрасно ожидали его возвращения.

В 1868 г. в журнале «Круглый год» публиковали главы из нового романа Уилки Коллинза «Лунный камень». Ти­раж журнала подскочил так же, как и во времена публи­кации «Женщины в белом». Двери редакции вновь осаж­дали толпы поклонников, желающих первыми приобрести свежий выпуск.

Уилки Коллинз снова подарил читателям захватываю­щий роман с интересными персонажами, основа которо­го — решение загадки.

Знаменитая американская писательница Дороти Л. Се- йерс очень высоко оценила этот роман: «Это, наверное, самый блистательный роман из всех существующих. По сравнению с его широким охватом и потрясающей сла­женностью эпизодов, изумительным разнообразием и убе­дительностью характеров, современная детективная про­за кажется чахлой и искусственной. Ничто человеческое несовершенно, однако "Лунный камень" столь близок к совершенству как никакое другое произведение этого жанра».

Конечно же, и до Уилки Коллинза в литературе встре­чались криминальные эпизоды, окутанные тайной. Но они имели лишь второстепенное значение. Оригинальность и новизна «Лунного камня» состояли в том, что вся интри­га заключалась в одном-единственном вопросе — кто украл алмаз, подаренный вдень восемнадцатилетия Рэйчел Ве- риндер? Когда-то этот алмаз украшал лоб индийского бога. Огромный камень желтого цвета приносил несчастье каж­дому своему владельцу. Некоторые эпизоды, описанные в романе «Лунный камень», были также взяты из справоч­ника Мориса Межана.

Так, для эпизода с «бельевой книгой» знаменитый пи­сатель использовал дело девицы Контенс Кент, о кото­ром писали все французские газеты в 1861 г. Контенс Кент убила своего младшего брата, а доказать ее вину смог ин­спектор Уигер из лондонского сыскного департамента. Ин­спектор обратил внимание на то, что в домашней записи о белье числилась ночная женская рубашка, которую так и не нашли. Скорее всего она была уничтожена, потому что на ней остались пятна крови.

Инспектор Уигер стал прообразом сержанта Каффа из «Лунного камня». Второй раз в истории литературы после Эдгара По в детективный роман был введен образ всезна­ющего сыщика (Каффа) и недалекого инспектора Сигрейва. Сержант еще не стал главным персонажем романа в отличие от своих потомков-сыщиков: Шерлока Холмса, Эркюля Пуаро, Ниро Вульфа. Иногда сержант Кафф оши­бается, но он уже становится личностью, от которой за­висит увлекательность произведения.

Неслучайно два детективных романа — «Лунный ка­мень» и «Женщина в белом» — по непонятному стечению обстоятельств связаны между собой пагубной привычкой их героев к курению. Оказывается, в основу сюжета «Лун­ного камня» легло желание главного героя расстаться на­всегда с привычкой курить сигары. Автор рассказывает о том, что из этого вышло.

Именно папиросы становятся талисманом для злоде­ев из романа «Женщина в белом». Муж главной героини и его подельшики на протяжении всего романа не вы­пускают изо рта папиросы, которые в то время были диковинкой.

Остается загадкой такое отношение писателя к сига­рам и папиросам, тем более что сам Уилки Коллинз не курил и выступал против курения.

Великий писатель опубликовал множество других про­изведений. В 1870-х гг. вышли в свет романы «Муж и жена», «Бедная мисс Финг», «Новая Магдалина» и ряд других. Однако повторить успех «Лунного камня» и «Жен­щины в белом» ему больше не удалось. Форма его новых произведений год от года становилась все схематичней и безжизненней. Смерть ближайшего друга, Чарлза Диккен­са, очень тяжело отразилась на жизни Уилки. Он посте­пенно начал отходить от дел, жить обособленно и полно­стью замкнулся в одиночестве: не выходил в свет, все больше и больше отдаляясь от общества. 

Он вошел в историю как родоначальник современной детективной литературы. Острый сюжет, который пере­бивали разноречивые свидетельства участников драмы, элементы экзотики и психологические аномалии, коло­ритные образы — характерные черты романов выдающе­гося английского писателя.

Источник: http://100v.com.ua/ru/Kollinz-Uilki-person

 

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top