Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

28 октября – образован областной институт усовершенствования учителей

28 октября 2020 K2_ITEM_AUTHOR 

28 октября 1938 года  народным комиссаром просвещения был подписан приказ об образовании на базе Восточно-Сибирского института повышения квалификации кадров народного образования (открыт в 1930 г.) и областного педагогического кабинета Иркутского областного института усовершенствования учителей. В этом статусе учреждение существовало до 1991 года, когда было переименовано в Иркутский областной институт повышения квалификации работников образования. В 1994 года из названия ушло слово «областной», до 2003 заведение функционировало как ГОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования».

 

С момента своего образования, институты усовершенствования учителей были приравнены в своих правах к высшим учебным заведениям. Они имели «своей целью всестороннее и систематическое усовершенствование квалификации кадров народного образования». Решение этой задачи осложнялось тем, что в 1930–1940-е годы основная масса учительства имела только общее среднее или семилетнее образование. Институтам усовершенствования учителей приходилось вести обучение работавших учителей по отдельным вопросам педагогики и методики преподавании, а также готовить их к поступлению в педагогические вузы и техникумы.

В курсовых мероприятиях конца 1930-х годов в весенне-летнюю сессию принимало участие около 7 тысяч учителей. Занятия велись на базе лучших школ городов и районов. 13 штатных работников института, конечно, не могли обеспечить проведение занятий с такой огромной массой учительства. Главными преподавателями на курсах в то время были лучшие просветители, пропагандисты и штатные работники партийных комитетов.

У истоков становления института стояли три значимые личности: Мария Григорьевна Адельсон, Анна Петровна Окунцова и Матвей Леонтьевич Иозеф. Именно они, сменяя друг друга, возглавляли институт в период с 1938 по 1946 гг.

Первым директором института была Мария Григорьевна Адельсон, преподаватель химии и биологии, заслуженный учитель школы РФ (это звание она получила позднее – в 1957 год.).

В предвоенные годы сотрудники института многое делали для становления и организации методических кабинетов при горрайОНО. К моменту организации института усовершенствования учителей большая часть должностей методистов районных городских методкабинетов были вакантными. Низкая заработная плата, отсутствие льгот по коммунальным услугам, частые задержки зарплаты, отсутствие должного управления делали должность методистов городского и районного звена непривлекательной. Основной формой методической работы в то время было обобщение и описание передового педагогического опыта.

В 1940 год прошла первая областная научно-практическая конференция. В том же году работники института приняли активное участие в подготовке и проведении второго областного съезда учителей-отличников и коллективов лучших школ области, в котором приняло участие около 400 человек. В январе 1941 года состоялась вторая областная научно-практическая конференция по проблемам воспитательной работы со школьниками. К июню 1941 года в институте вышло в свет пять сборников «В помощь учителю».

Сотрудники института вместе с органами управления образованием решали главные, насущные задачи: борьба с неуспеваемостью, борьба за грамотность учащихся, все более успешное овладение основами наук. Препятствием в их решении был низкий научно-теоретический уровень учителя.

Особая страница в жизни учреждения – военные годы. В 1942 году штат института состоял из 14 человек, было нормой проведение выездных одно-двух-трехдневных семинаров. В августе 1942 год был проведен семинар заведующих педкабинетами и руководителей КМО. Собралось 12 человек.

В послевоенный период с решением задачи начального всеобуча многие начальные школы реорганизуются в семилетние, разворачивается движение за семилетний всеобуч, в школы приходит трудовое обучение, коренным образом изменяются учебные программы.

Весна 1949  года в образовании области отмечена первыми областными педагогическими чтениями, в которых приняло участие 215 учителей. Содержание докладов несло слушателям лучший опыт работы педагогов по преодолению формализма и повышению качества знаний. Возобновляется выпуск сборников «Из опыта работы», возрождается проведение научно-практических конференций. Именно в послевоенные годы участие в научно-практических конференциях и педагогических чтениях начинает рассматриваться как высшая форма повышения квалификации учителя.

В 1958  года был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии народного образования», начал осуществляться переход на обязательное восьмилетнее образование. Основной упор в работе института в этот период делается на реализацию образовательных программ, связанных с освещением новейших достижений науки, техники, автоматизации и механизации производственных процессов.

В послевоенный период в институте ведущими специалистами были: Зинаида Николаевна Тилинская – специалист по начальной школе, Сара Вениаминовна Нисельман – методист по интернатным учреждениям, Мария Андреевна Ильина – методист по иностранному языку, Людмила Захаровна Сизова – специалист по физической культуре, Михаил Иванович Кротов – методист по труду. Завучем работал Лев Александрович Тарабрин – человек высокой культуры и эрудиции, что позволило ему стать авторитетнейшим работником института. Вопросы пионерской и комсомольской работы вела интересный и грамотный специалист – Любовь Абрамовна Соколинская.

В 1970 году при институте был создан Музей народного образования Иркутской области. Цель работы музея – возрождение педагогического краеведения, сохранение для потомков всего, чем жило раньше и живет в настоящее время учительство. Сегодня в музее свыше пяти тысяч экспонатов и документов. Решением коллегии Главного управления народного образования в марте 1992 года музею присвоено имя Афанасия Никитича Антипина.

Переход от линейно-предметного построения учебных планов школ к построению их по образовательным областям привел к интеграционным процессам как в структуре института, так и в определении содержания повышения квалификации. На смену учебно-методическому кабинету сначала пришли интегрированные отделения, которые плавно переросли в кафедры и лаборатории.

Использованы материалы сайта http://irkipedia.ru

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии
Top