С 1891 г. иркутян заинтересовал такой вид передвижения, как велосипед; в это время в городе появляются первые велосипедисты. В 1891 г. в Иркутске велосипеды имело всего 2-3 человека, да и те почти не показывались на улицах. И только один А.И. Шумихин использовал велосипед для езды по городу. Кстати сказать, иркутяне считали А.И. Шумихина родоначальником в Иркутске организации велосипедной езды как спорта.
К весне следующего года в Иркутске насчитывалось уже 15 велосипедистов, которые устраивали групповые поездки по городу. Первоначально они не были связаны общим интересом в единое сообщество. Первые иркутяне-велосипедисты столкнулись с тем, что в Иркутске не были готовы к появлению не улицах города этого нового вида передвижения, не были выработаны правила движения для велосипедистов по улицам города. И как следствие стали возникать различные недоразумения между велосипедистами, пешеходами и извозчиками. Поэтому полтора десятка первых иркутян-велосипедистов, собравшись вместе, решили срочно организовать своё Общество, которое объединило бы всех велосипедистов города, популизировало бы этот вид передвижения и организовало бы как простое катание на велосипедах, так и соревнования.
Составленный членами Общества велосипедистов и рассмотренный местным начальством, проект Устава был отправлен 19 апреля 1892 г. в Петербург на утверждение. Но, отослав Устав, организаторы Общества не бездействовали, а проводили агитационную и разъяснительную работу среди населения города, в основном, среди интеллигенции и разночинцев.
На первом официальном общем собрании велосипедистов, состоявшемся 27 октября этого же года, присутствовало 34 человека. Приём в члены Общества происходил довольно-таки придирчиво, со всесторонним обсуждением кандидатуры. Здесь же заслушивались рекомендации действительных членов Общества, и только после этого проводилось тайное голосование. Собрание же открылось небольшой информацией об истории создания Общества и ознакомлением с Уставом Общества, который был утверждён Министерством внутренних дел.
Были даже разработаны «Правила езды на велосипедах по городским улицам», в которых говорилось, например, что «при встрече лошадей, обнаруживающих испуг, едущий на велосипеде обязан сойти с него», велосипедистам запрещалось движение по основным улицам города, напротив пароходных пристаней, на всех базарных площадях, а также на мостах.
В связи с этим на левом берегу Ангары был открыт циклодром, в день его открытия в городе было около ста велосипедов марок «Дукс», «Сафати», «Рудж» и «Ковентри». С 1895 года на городском циклодроме стали проводиться спортивные гонки с присвоением победителям звания «Первый ездок Иркутска» с вручением золотого жетона. Летом 1900 года в велогонках осмелились участвовать и дамы. Две сестры в мужских костюмах и на мужских велосипедах преодолели дистанцию в 1500 метров. Сообщает Иркутская летопись: «Первой пришла госпожа М. И. Петражевская, получившая золотой жетон с надписью: «За первые дамские гонки».
Иркутское общество велосипедистов, возглавляемое владельцем первого авто Н. В. Яковлевым, стало играть важную роль во многих городских событиях. Его члены встречали велосипедистов-путешественников, проезжающих через столицу Восточной Сибири из Средней Азии в Харбин, участников автомобильных гонок Пекин - Париж.
И в наши дни не перестает быть популярным велосипедный спорт. На иркутских улицах и площадях, стадионах переливается всеми цветами радуги снаряжение гонщиков на разномодельных, отечественных и зарубежных современных двухколесных «авто».
Использованы материла сайтов http://irkipedia.ru и http://www.pribaikal.ru